CC BY 504 17 декабря 2020

Рекомендации по адаптации к изменению климата – городская инфраструктура, зеленые насаждения

Ирина Шмелева

Шмелева Ирина Александровна, к.п.н, доцент, ординарный доцент Института дизайна и урбанистики, руководитель Лаборатории устойчивого развития городов, Университет ИТМО; Директор АНО «Институт стратегии устойчивого развития»


Роль городов  как центральных объектов устойчивого развития была обозначена в Повестке дня на XXI век[1],  подробный анализ исследований представлен  в работах[2],[3],  однако ЦУР ООН № 11 Устойчивые города и сообщества была заявлена только в 2015 году с основной задачей  «сделать города и поселения демократичными, безопасными, гибкими и устойчивыми»[4].

После подписания странами Киотского протокола,  в качестве важнейшей проблемы городского развития и функционирования на международном уровне стала рассматриваться  проблема изменения климата[5].  Среди организаций и персоналий, участвовавших в дискуссиях по проблемам изменения климата в российских СМИ, уже в  2008-2010 гг. были отмечены представители администраций  Калининграда,  Архангельска, Югры, Челябинска, Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Якутска, Нижнего Новгорода и других[6]

В ближайшем будущем проблема изменения климата станет центральной проблемой развития городов[7] и к 2030 году миллионы людей и миллионы финансовых активов будут подвержены риску климатических катаклизмов, а города будут ответственны за 75 % процентов глобальных выбросов СО2 и одновременно будут испытывать серьезные последствия этих воздействий.

Например, результаты наших исследований по моделирования 140 городов мира показывают корреляцию между энергетическим балансом и устойчивой городской мобильностью (общественный транспорт, пешеходизация) и выбросами СО2 [8]. В то же время, изменение климата рассматривается Всемирной организацией здравоохранения как ведущий фактор здоровья, вместе с другими индустриальными рисками[9].

Корректировки важных стратегические документов РФ, направленных на решение проблем изменения климата,  были выполнены в 2019- 2020гг.  Изменения внесены: в 2019 году в Федеральный закон по энергосбережению и энергоэффективности[10];  в  Климатическую доктрину РФ[11] изменения одобрены в октябре 2020 года[12]; новая Энергетическая стратегия РФ до 2035 года была принята в 2020 году[13].

В Парижском Соглашении, статья 2, указано, что его цель направлена на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте Устойчивого развития, а также на повышение способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействию сопротивляемости к изменениям климата[14].  Согласно соглашению,  «адаптация представляет собой глобальный вызов, стоящий перед всеми в местном, субнациональном, региональном и международном измерениях», и  является ключевым компонентом долгосрочного глобального реагирования на изменение климата в целях защиты людей, средств к существованию и экосистем».[15]

Различают инкрементную адаптацию  (пошаговую, постепенно увеличивающуюся),  но сохраняющую сущность и целостность системы, и трансформационную, которая меняет свойства социально-экономической системы[16]. Риски и их последствия, возникающие при изменении климата, могут быть уменьшены принимаемыми мерами и ответными стратегиями[17].

При этом, как утверждают многие исследователи, наилучший вариант достигается при сочетании адаптации и митигации (смягчения последствий изменения климата), поскольку именно при сочетании возможны эффективные ответные меры, а достижение ЦУР ООН будет иметь положительное влияние и на адаптацию, и на смягчение последствий изменения климата.[18] 

Наиболее полно проблема изменения климата, применительно к здоровью жителей, описана в Национальном стандарте ГОСТ Р 54139-2010 [19], введенном в действие в 2011 году и переизданном в 2019 году. Согласно этому документу под адаптацией к изменению климата  понимаются «стратегии, направления политики и меры, осуществляемые с целью уменьшения потенциальных неблагоприятных воздействий на здоровье человека, связанных с изменением климата». Именно в городах наиболее ясно проявляется взаимозависимость между последствиями деятельности человека, как причины антропогенных выбросов парниковых газов, и  последствиями изменения климата, влияющими на здоровье и благополучие горожан.

В качестве движущих сил влияний изменения климата в городах  рассматриваются: 

  • рост населения;
  • политика в области энергетики, транспорта;
  • урбанизация в целом;
  • изменения в системе землепользования и застройки.

Проблемы изменения климата отражены в  ряде действующих строительных правил[20] (СП 131.13330.2012) [21], другие же требуют  оперативных корректировок[22]

Парадигма городов с низкими выбросами СО2 представляется многим исследователям весьма прагматичной, при этом подчеркивается особая роль городских планировщиков, архитекторов, городской администрации и самих жителей, поскольку речь идет и об изменениях в поведении горожан[23]. На примере анализа  параметров 140 городов мира[24]  нами была продемонстрирована положительная корреляция между выбросами СО2  и энергетическим балансом в городах (наличие угля как источника энергии значительно повышало эмиссию СО2),  и получено статистически значимое подтверждение гипотезы о том, что увеличение поездок на общественном транспорте, велосипеде, а особенно перемещения пешком значительно снижают выбросы СО2.

Проблема изменения климата в городах проявляется в следующих характеристиках в зависимости от их географического положения, размеров, численности населения и ряда антропогенных воздействий: 

1) для городов прибрежных зон --затопления береговых территорий[25];

2) для городов Арктической зоны – таяние вечной мерзлоты и разрушение инфраструктуры дорог и строений;

3) для мегаполисов – превращение городов в целом в острова тепла, и появление локальных островов тепла внутри мегаполиса в районах высотной застройки[26]; появление волн жары или волн холода; 

4) для мегаполисов и промышленных городов -  повышение уровня антропогенных загрязняющих веществ от промышленности и транспорта, а также биогенных  выбросов (пыльца растений, споры плесени)  под воздействием изменений погодных условий и климата;  появление над городами облаков с высокой концентрацией загрязняющих веществ; 

5) для крупных городов – влияние на здоровье населения перечисленных факторов изменения климата[27];

6) для всех городов – увеличение  или уменьшение количества осадков в зависимости от географического положения;

7) для всех городов в изменениях в биоразнообразии, появление инвазивных видов;

8) для всех городов в снижение поглощающей способности зеленых насаждений, позитивного влияние  зеленой инфраструктуры на процессы адаптации к изменению климата в связи с сокращением площади зеленых насаждений в городах  по причине  вырубки в целях застройки территорий, гибелью от болезней и концентраций загрязняющих веществ.

Активность городов на международном уровне в решении вопросов адаптации к проблемам изменения климата достаточно высока, но в связи с ограниченностью объема  статьи они не буду здесь рассматриваться. Остановимся на некоторых примерах адаптации российских городов ( Москвы и Санкт-Петербурга) к последствиям изменения климата.

Москва - единственный российский город, вступивший в 2006 году в Международную организацию мэров городов С40 по борьбе с изменением климата.  Начиная с 2012 года,  город Москва реализует ряд проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и адаптацию к изменению климата[28].  Проекты 2012 года были направлены на сокращение потребления энергии и трансформацию тепла, что позволило сократить расходы на подогрев воды летом на 70%, зимой на 30%,  и сократить выбросы парниковых газов. Первый проект был реализован в детских садах, студенческих общежитиях и  университетах. 

Другой проект - создание автономной системы освещения  на базе использования солнечных батарей и ветровых турбин на территории национального парка Воробьевы горы (2012 г.) был направлен на утилизацию тепловой энергии и также сокращение выбросов парниковых газов.  Третий проект, реализованный Московским водоканалов в 2012 году на Курьяновских очистных сооружениях,  был основан на технологии переработки метана, производстве биогаза и очистке осадка сточных вод, и привел к сокращению эмиссии парниковых газов до 310 тысяч тонн в эквиваленте CO2. 

В период 2013-2019 гг  в Москве реализован проект мониторинга качества воздуха, установлена автоматическая система мониторинга, включающая оценку выбросов  PM10 и PM2,5, определения состава частиц, включая тяжелые металлы, что позволяет идентифицировать источники загрязнений, информировать муниципалитеты и горожан.  Цель проекта  была заявлена как  сокращение выбросов парниковых газов, поскольку сокращение PM имеет кумулятивный эффект.   Одновременно в Москве был введен ряд мер по регулированию въезда в центр города транспортных средств с низким экологическим качеством топлива, особое внимание было уделено грузовикам и автобусам. С 2017 года был запрещен въезд в центр Москвы автомобилей с топливом ниже класса 3, проезд через всю территорию города транспорта с топливом класса 2 был запрещен.

Результаты проекта: за 5 лет мониторинга удалось сократить выбросы от промышленных предприятий на 13 %; концентрацию PM на магистралях на 30%, ежегодно сокращать концентрацию диоксида азота на магистралях на 15 %. 

Проект “ Миллион деревьев” реализован  в Москве в период 2013 - 2018 гг.  вслед за масштабной программой ландшафтного преобразования и создания привлекательной окружающей среды, начатой в 2013 году. Проект направлен на увеличение зеленого фонда города,  как средства сокращения выбросов СО2 и адаптации к изменению климата, а также регулирования микроклимата во дворах. Расчет выбросов СО2 производится в Москве с 2007 года. Предполагается, что общий объем выбросов СО2, который будет секвестирован зелеными насаждениями и зелеными пространствами,  составит 0, 5 миллионов тонн. Проект был реализован при бюджетном финансировании в 3 миллиарда рублей и был направлен на вовлечение жителей через платформу “Активный гражданин”, а также  сопровождался образовательными проектами для детей, подростков и студентов. 

Результаты проекта: до 2018 года было озеленено 15300 дворовых территорий, высажено 90400 деревьев и 1, 8 миллионов кустов, запланирована высадка 1500 деревьев и 50 000 кустов в зонах общественных пространств. В этот период общий объем секвестирования выбросов в эквиваленте выбросов СО2 составил 2 миллиона тонн[29].

По заказу департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в  2016-2017 гг. была выполнено исследование стратегии адаптации к изменению климата городского хозяйства Г. Москвы и обобщены  результаты принятых в Москве мер по адаптации к изменению климата  с 2011 по 2017 гг[30]. Было показано, что выросла эффективность энергокомплекса за счет экономии газа от теплофикации, более 80 млн кв. метров недвижимости было введено без роста теплопотребления; был отмечен незначительный рост электропотребления среди населения, в то же время в 5 раз выросло электропотребление торговли, непроизводственной сферы, малого и среднего бизнеса; одновременно отмечено снижение на 10-13% адаптационного потенциала зеленых насаждений. 

 В целом выбросы парниковых газов Москвы составили 78-79% от уровня 1990 года. 

Начиная с 2017 года, правительство  Москвы  инициировало проведение 3-х международных климатических форумов, которые прошли также в 2018 и 2019 гг. 

Город Санкт-Петербург крайне уязвим к воздействиям изменения климата, особенно береговые территории Финского залива, об этом неоднократно сообщали представители Комитета по природопользованию, охране окружающей и обеспечения экологической безопасности Администрации СПб[31] и представители НИиП Генплана СПб[32]

Санкт-Петербург - первый российский город, который стал разрабатывать  в 2013 году стратегию по климатической адаптации[33] и представил ее на обсуждение, но стратегию не удалось утвердить на уровне Правительства, лишь ее отдельные положения были отражены в стратегии 2030 для Санкт-Петербурга. 

Проектом, непосредственно связанным с предотвращением последствий изменения климата является Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга[34], строительство которого началось в 1979 году и завершилось в 2011 году.   

Город участвует в ряде международных проектов по Балтийскому морю: в  проекте Хелком с 1992 года[35]; в проекте Россия-Юго-Восточная Финляндия (2014-2020)— “Повышение адаптационного потенциала при управлении городскими водными ресурсами”[36]; направленного на предотвращение рисков при подтоплении территорий, выпадении обильных осадков, которые представляют угрозу канализационной сети города постройки 80-х годов прошлого века и значительным площадям непроницаемых поверхностей, возникших в связи с уплотнительной застройкой; разработан проект концепции по защите береговой зоны восточной части Финского залива и водных объектов в границах СПб; с 2013 года в СПб существует центр по спасению тюленей и кольчатой нерпы, которые значительно страдают от проблем изменения климата. 

В Санкт-Петербурге  разработан отечественный стандарт зеленого строительства Green Zoom, идет его активное внедрение и сертификация по нему зданий и сооружений[37], стандарт направлен на повышение энергоэффективности, позволяет сократить риски, вызванные негативными последствиями изменения климата. 

При комитете по энергетике и энергосбережению Администрации СПб создан “Центр энергосбережения СПБГУ”,  центр выполняет роль координатора реализации на территории СПб Федерального закона об энергосбережении.

В городе реализована единая система мониторинга атмосферного воздуха, в состав которой входит 9 постов и 25 станций мониторинга, данные публикуются регулярно на экологическом портале СПб [38], создана геоинформационная система “Экологический паспорт Санкт-Петербурга[39]

К сожалению, меры по адаптации к изменению климата не выделены в отдельный раздел экологической политики СПб до 2030 года

Детальное описание опыта Санкт-Петербурга по вопросам адаптации к изменению климата и смягчению антропогенных воздействий на климатическую систему представлено в аналитической записке Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности[40].  По мнению Комитета Санкт- Петербург может стать пилотным регионом России по разработке моделей и планов адаптации к изменению климата в связи с наличием научного, образовательного потенциала и научной школы климатических исследований. 

Рекомендации, основанные на публикациях, экспертных мнениях и предложениях,[41], [42],[43],[44]:

  1. Создание реестра выбросов парниковых газов в городах (отдельно в Санкт-Петербурге) и сбор надежной статистической информации с продолжительными рядами наблюдений;
  2. Дальнейшее совершенствование энергетического баланса используемого топлива, в том числе и от возобновляемых источников энергии во всех городах;
  3. Ограничение  прироста численности населения мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург) за счет реализации стратегий регионального развития РФ;
  4. Сокращение островов тепла в крупных городах за счет сокращения высотного строительства и районов высокой плотности высотной застройки на периферии городов;
  5. Ввести в действующие документы территориального планирования и зонирования ( в Санкт-Петербурге) описание проблем наблюдаемых изменений климата и меры по адаптации к ним.
  6. Определение границ  приморской зоны прибрежных городов  (особенно Санкт-Петербурга) как зоны с особыми условиями использования для защиты селитебной территории от затопления;
  7. Разработка мероприятий по адаптации к изменениям климата для систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга
  8. Разработать Федеральный закон об управлении, защите и охране зеленых насаждений в городах, аналогичный закон по поддержанию и управлению внутренними водоемами в городах;
  9. Законодательно закрепить воздействие зеленого каркаса города как экосистемной услуги как меры адаптации к изменению климата;
  10. Создание (возвращение) в структуру городской администрации службы по управлению зелеными насаждениями;
  11. Повсеместное внедрение зеленых стандартов в строительство, модернизация существующей нормативной базы[45], адаптация международных стандартов и законодательная поддержка зеленой сертификации зданий и сооружений; например стандарта[46] по озеленяемым крышам зданий и сооружений;
  12. Повсеместное развитие общественного транспорта, пешеходизации и велосипедизации  в целях сокращения выбросов парниковых газов;
  13. Обеспечить сбор, обновление и предоставление открытых данных по проблеме адаптации к изменению климата по каждому российскому городу, создать унифицированную систему мониторинга и обновления данных;
  14. Организовать повышение квалификации управленцев на муниципальном, городском и региональном уровне  по проблемам адаптации и смягчению последствий изменения климата;
  15. Ввести в качестве обязательного модуля в систему высшего и среднего образования модуль по Целям устойчивого развития ООН и проблемам изменения климата; организовать просвещение жителей городов по проблемам адаптации к изменению климата;
  16. Содействовать взаимодействию и сотрудничеству всех заинтересованных стейкхолдеров и  горожан;
  17. Использовать опыт Европейских проектов по проблемам динамического воздействия городов на климат и адаптации к изменениям климата.

 

Литература

[1] Повестка дня на XXI век. Принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml ( дата обращения 28.10.2020)

[2] Shmelev S.E., Shmeleva I.A., Sustainable Cities. Problems of Integrated Interdisciplinary research // International Journal of Sustainable Development. 2009. Vol.12, Issue 1. P. 4-24

[3] Шмелева И.А., Шмелев С.Э. Методологические проблемы междисциплинарного исследования устойчивого развития крупных городов//Междисциплинарный и прикладной журнал «Биосфера», 2010,т. 2, № 1, с. 112-125.

[4] Sustainable development Goals https://www.un.org/development/desa/disabilities/envision2030.html

( дата обращения 28.10.2020)

[5] Bulkeley H.,Betsil M., Cities and Climate change. Urban sustainability and global environmental governance. Routledge, 2005

[6] Shmeleva Irina A., Shmelev Stanislav E. Climate change Discourse Analysis; The Russian Case/ Sustsinability Analysis. An Interdisciplinary Approach/ Edited by Stanislav Shmelev and Irina Scmeleva/ Palgrave Macmillan. 2012

[7] Bai X, Dawson RJ, Ürge-Vorsatz D, Delgado GC, Salisu Barau A, Dhakal S, Dodman D, Leonardsen L, Masson-Delmotte V, Roberts D, Schultz S. Six research priorities for cities and climate change. Nature. 2018; 555:23-5

[8] Шмелева И.А., Шмелев С.Э. Глобальные города: многокритериальная оценка устойчивого развития/ Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера»,  2019. т. 1, сс..1-18

[9] Ревич Б.А., Малеев В.В., Смирнова М.Д. Изменение климата и здоровье. Оценка, индикаторы, прогнозы. М.: 2019

[10] https://minenergo.gov-murman.ru/news/news/264899/

[11] http://kremlin.ru/events/president/news/6365

[12] https://iz.ru/1070509/2020-10-07/sovbez-odobril-izmeneniia-klimaticheskoi-doktriny-rossii

[13] http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf

[14] Парижское соглашение https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf

[15] Там же

[16] Липка О.Н., Романовская А.А., Семенов С.М. Прикладные аспекты адаптации к изменениям климата в России// Фундаментальная и прикладная климатология, 2020, т.1,с. 65-90

[17] Семенов С.М., Гладильщикова А.А., Дмитриева Т.М. Антропогенные нарушения взаимодействия суши и атмосферы: оценки МГЭИК//Фундаментальная и прикладная климатология, 2019, т. 3, с. 5-31

[18] Там же

[19] ГОСТ Р 54139-2010 Национальный стандарт РФ Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и рисков. Изменение климата.

[20] Павловский А.А. О разработке и реализации первоочередных мер по адаптации Санкт-Петербурга к климатическим изменениям/ Гидрометеорология и экология. № 58, 2020, с.11-126

[21] СП 131.13330.2012 « Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99»

[22] СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85)

[23] Low Carbon Cities. ISOCARP Review  2009

[24] Шмелева И.А., Шмелев С.Э. Глобальные города: многокритериальная оценка устойчивого развития/ Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера»,  2019. т. 1, сс..1-18

[25] Павловский А.А. О разработке и реализации первоочередных мер по адаптации Санкт-Петербурга к климатическим изменениям/ Гидрометеорология и экология. № 58, 2020, с.11-126

[26] Человек в мегаполисе. Опыт междисциплинарного исследования. Под ред. Б.А. Ревича, О.В. Кузнецовой. М., 2018

[27] Ревич Б.А., Малеев В.В., Смирнова М.Д. Изменение климата и здоровье. Оценка, индикаторы, прогнозы. М.: 2019

[28] https://www.c40.org/cities

[29] Там же

[30] Гашо Е.Г., Степанов, Гусева  Подходы к формированию стратегии адаптации к изменению климата на примере города Москвы//Вестник российского химико-технологического университета имени Д.Н. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. 2017, том 2, № Том: 2, № VIII, cc.  136-146

[31] http://www.infoeco.ru/assets/files/presentation/02_prezent_klimat.pdf

[32] Павловский А.А. О разработке и реализации первоочередных мер по адаптации Санкт-Петербурга к климатическим изменениям/ Гидрометеорология и экология. № 58, 2020, с.11-126

[33] https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/news/94902/

[34] Дирекция комплекса защитных сооружений https://dambaspb.ru/#intro

[35] http://helcom.ru/

[36] http://www.vodokanal.spb.ru/

[37] https://greenzoom.ru/

[38] http://www.infoeco.ru/

[40] http://www.infoeco.ru/index.php?id=8780#40

[41] Павловский А.А., там же.

[42] Организатор движения «Деревья Петербурга»

[43] http://www.infoeco.ru/index.php?id=8780#40

[44] Шмелева И.А., Шмелев С.Э. Глобальные города: многокритериальная оценка устойчивого развития/ Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера»,  2019. т. 1, сс..1-18

[45] ГОСТ Р 54694-2012 "Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости"

[46] ГОСТ Р 58875-2020 "Зеленые" стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений. Технические и экологические требования