Рекомендации по адаптации к изменению климата – городская инфраструктура, зеленые насаждения
Шмелева Ирина Александровна, к.п.н, доцент, ординарный доцент Института дизайна и урбанистики, руководитель Лаборатории устойчивого развития городов, Университет ИТМО; Директор АНО «Институт стратегии устойчивого развития»
Роль городов как центральных объектов устойчивого развития была обозначена в Повестке дня на XXI век[1], подробный анализ исследований представлен в работах[2],[3], однако ЦУР ООН № 11 Устойчивые города и сообщества была заявлена только в 2015 году с основной задачей «сделать города и поселения демократичными, безопасными, гибкими и устойчивыми»[4].
После подписания странами Киотского протокола, в качестве важнейшей проблемы городского развития и функционирования на международном уровне стала рассматриваться проблема изменения климата[5]. Среди организаций и персоналий, участвовавших в дискуссиях по проблемам изменения климата в российских СМИ, уже в 2008-2010 гг. были отмечены представители администраций Калининграда, Архангельска, Югры, Челябинска, Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Якутска, Нижнего Новгорода и других[6].
В ближайшем будущем проблема изменения климата станет центральной проблемой развития городов[7] и к 2030 году миллионы людей и миллионы финансовых активов будут подвержены риску климатических катаклизмов, а города будут ответственны за 75 % процентов глобальных выбросов СО2 и одновременно будут испытывать серьезные последствия этих воздействий.
Например, результаты наших исследований по моделирования 140 городов мира показывают корреляцию между энергетическим балансом и устойчивой городской мобильностью (общественный транспорт, пешеходизация) и выбросами СО2 [8]. В то же время, изменение климата рассматривается Всемирной организацией здравоохранения как ведущий фактор здоровья, вместе с другими индустриальными рисками[9].
Корректировки важных стратегические документов РФ, направленных на решение проблем изменения климата, были выполнены в 2019- 2020гг. Изменения внесены: в 2019 году в Федеральный закон по энергосбережению и энергоэффективности[10]; в Климатическую доктрину РФ[11] изменения одобрены в октябре 2020 года[12]; новая Энергетическая стратегия РФ до 2035 года была принята в 2020 году[13].
В Парижском Соглашении, статья 2, указано, что его цель направлена на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте Устойчивого развития, а также на повышение способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействию сопротивляемости к изменениям климата[14]. Согласно соглашению, «адаптация представляет собой глобальный вызов, стоящий перед всеми в местном, субнациональном, региональном и международном измерениях», и является ключевым компонентом долгосрочного глобального реагирования на изменение климата в целях защиты людей, средств к существованию и экосистем».[15]
Различают инкрементную адаптацию (пошаговую, постепенно увеличивающуюся), но сохраняющую сущность и целостность системы, и трансформационную, которая меняет свойства социально-экономической системы[16]. Риски и их последствия, возникающие при изменении климата, могут быть уменьшены принимаемыми мерами и ответными стратегиями[17].
При этом, как утверждают многие исследователи, наилучший вариант достигается при сочетании адаптации и митигации (смягчения последствий изменения климата), поскольку именно при сочетании возможны эффективные ответные меры, а достижение ЦУР ООН будет иметь положительное влияние и на адаптацию, и на смягчение последствий изменения климата.[18]
Наиболее полно проблема изменения климата, применительно к здоровью жителей, описана в Национальном стандарте ГОСТ Р 54139-2010 [19], введенном в действие в 2011 году и переизданном в 2019 году. Согласно этому документу под адаптацией к изменению климата понимаются «стратегии, направления политики и меры, осуществляемые с целью уменьшения потенциальных неблагоприятных воздействий на здоровье человека, связанных с изменением климата». Именно в городах наиболее ясно проявляется взаимозависимость между последствиями деятельности человека, как причины антропогенных выбросов парниковых газов, и последствиями изменения климата, влияющими на здоровье и благополучие горожан.
В качестве движущих сил влияний изменения климата в городах рассматриваются:
- рост населения;
- политика в области энергетики, транспорта;
- урбанизация в целом;
- изменения в системе землепользования и застройки.
Проблемы изменения климата отражены в ряде действующих строительных правил[20] (СП 131.13330.2012) [21], другие же требуют оперативных корректировок[22].
Парадигма городов с низкими выбросами СО2 представляется многим исследователям весьма прагматичной, при этом подчеркивается особая роль городских планировщиков, архитекторов, городской администрации и самих жителей, поскольку речь идет и об изменениях в поведении горожан[23]. На примере анализа параметров 140 городов мира[24] нами была продемонстрирована положительная корреляция между выбросами СО2 и энергетическим балансом в городах (наличие угля как источника энергии значительно повышало эмиссию СО2), и получено статистически значимое подтверждение гипотезы о том, что увеличение поездок на общественном транспорте, велосипеде, а особенно перемещения пешком значительно снижают выбросы СО2.
Проблема изменения климата в городах проявляется в следующих характеристиках в зависимости от их географического положения, размеров, численности населения и ряда антропогенных воздействий:
1) для городов прибрежных зон --затопления береговых территорий[25];
2) для городов Арктической зоны – таяние вечной мерзлоты и разрушение инфраструктуры дорог и строений;
3) для мегаполисов – превращение городов в целом в острова тепла, и появление локальных островов тепла внутри мегаполиса в районах высотной застройки[26]; появление волн жары или волн холода;
4) для мегаполисов и промышленных городов - повышение уровня антропогенных загрязняющих веществ от промышленности и транспорта, а также биогенных выбросов (пыльца растений, споры плесени) под воздействием изменений погодных условий и климата; появление над городами облаков с высокой концентрацией загрязняющих веществ;
5) для крупных городов – влияние на здоровье населения перечисленных факторов изменения климата[27];
6) для всех городов – увеличение или уменьшение количества осадков в зависимости от географического положения;
7) для всех городов в изменениях в биоразнообразии, появление инвазивных видов;
8) для всех городов в снижение поглощающей способности зеленых насаждений, позитивного влияние зеленой инфраструктуры на процессы адаптации к изменению климата в связи с сокращением площади зеленых насаждений в городах по причине вырубки в целях застройки территорий, гибелью от болезней и концентраций загрязняющих веществ.
Активность городов на международном уровне в решении вопросов адаптации к проблемам изменения климата достаточно высока, но в связи с ограниченностью объема статьи они не буду здесь рассматриваться. Остановимся на некоторых примерах адаптации российских городов ( Москвы и Санкт-Петербурга) к последствиям изменения климата.
Москва - единственный российский город, вступивший в 2006 году в Международную организацию мэров городов С40 по борьбе с изменением климата. Начиная с 2012 года, город Москва реализует ряд проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и адаптацию к изменению климата[28]. Проекты 2012 года были направлены на сокращение потребления энергии и трансформацию тепла, что позволило сократить расходы на подогрев воды летом на 70%, зимой на 30%, и сократить выбросы парниковых газов. Первый проект был реализован в детских садах, студенческих общежитиях и университетах.
Другой проект - создание автономной системы освещения на базе использования солнечных батарей и ветровых турбин на территории национального парка Воробьевы горы (2012 г.) был направлен на утилизацию тепловой энергии и также сокращение выбросов парниковых газов. Третий проект, реализованный Московским водоканалов в 2012 году на Курьяновских очистных сооружениях, был основан на технологии переработки метана, производстве биогаза и очистке осадка сточных вод, и привел к сокращению эмиссии парниковых газов до 310 тысяч тонн в эквиваленте CO2.
В период 2013-2019 гг в Москве реализован проект мониторинга качества воздуха, установлена автоматическая система мониторинга, включающая оценку выбросов PM10 и PM2,5, определения состава частиц, включая тяжелые металлы, что позволяет идентифицировать источники загрязнений, информировать муниципалитеты и горожан. Цель проекта была заявлена как сокращение выбросов парниковых газов, поскольку сокращение PM имеет кумулятивный эффект. Одновременно в Москве был введен ряд мер по регулированию въезда в центр города транспортных средств с низким экологическим качеством топлива, особое внимание было уделено грузовикам и автобусам. С 2017 года был запрещен въезд в центр Москвы автомобилей с топливом ниже класса 3, проезд через всю территорию города транспорта с топливом класса 2 был запрещен.
Результаты проекта: за 5 лет мониторинга удалось сократить выбросы от промышленных предприятий на 13 %; концентрацию PM на магистралях на 30%, ежегодно сокращать концентрацию диоксида азота на магистралях на 15 %.
Проект “ Миллион деревьев” реализован в Москве в период 2013 - 2018 гг. вслед за масштабной программой ландшафтного преобразования и создания привлекательной окружающей среды, начатой в 2013 году. Проект направлен на увеличение зеленого фонда города, как средства сокращения выбросов СО2 и адаптации к изменению климата, а также регулирования микроклимата во дворах. Расчет выбросов СО2 производится в Москве с 2007 года. Предполагается, что общий объем выбросов СО2, который будет секвестирован зелеными насаждениями и зелеными пространствами, составит 0, 5 миллионов тонн. Проект был реализован при бюджетном финансировании в 3 миллиарда рублей и был направлен на вовлечение жителей через платформу “Активный гражданин”, а также сопровождался образовательными проектами для детей, подростков и студентов.
Результаты проекта: до 2018 года было озеленено 15300 дворовых территорий, высажено 90400 деревьев и 1, 8 миллионов кустов, запланирована высадка 1500 деревьев и 50 000 кустов в зонах общественных пространств. В этот период общий объем секвестирования выбросов в эквиваленте выбросов СО2 составил 2 миллиона тонн[29].
По заказу департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в 2016-2017 гг. была выполнено исследование стратегии адаптации к изменению климата городского хозяйства Г. Москвы и обобщены результаты принятых в Москве мер по адаптации к изменению климата с 2011 по 2017 гг[30]. Было показано, что выросла эффективность энергокомплекса за счет экономии газа от теплофикации, более 80 млн кв. метров недвижимости было введено без роста теплопотребления; был отмечен незначительный рост электропотребления среди населения, в то же время в 5 раз выросло электропотребление торговли, непроизводственной сферы, малого и среднего бизнеса; одновременно отмечено снижение на 10-13% адаптационного потенциала зеленых насаждений.
В целом выбросы парниковых газов Москвы составили 78-79% от уровня 1990 года.
Начиная с 2017 года, правительство Москвы инициировало проведение 3-х международных климатических форумов, которые прошли также в 2018 и 2019 гг.
Город Санкт-Петербург крайне уязвим к воздействиям изменения климата, особенно береговые территории Финского залива, об этом неоднократно сообщали представители Комитета по природопользованию, охране окружающей и обеспечения экологической безопасности Администрации СПб[31] и представители НИиП Генплана СПб[32].
Санкт-Петербург - первый российский город, который стал разрабатывать в 2013 году стратегию по климатической адаптации[33] и представил ее на обсуждение, но стратегию не удалось утвердить на уровне Правительства, лишь ее отдельные положения были отражены в стратегии 2030 для Санкт-Петербурга.
Проектом, непосредственно связанным с предотвращением последствий изменения климата является Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга[34], строительство которого началось в 1979 году и завершилось в 2011 году.
Город участвует в ряде международных проектов по Балтийскому морю: в проекте Хелком с 1992 года[35]; в проекте Россия-Юго-Восточная Финляндия (2014-2020)— “Повышение адаптационного потенциала при управлении городскими водными ресурсами”[36]; направленного на предотвращение рисков при подтоплении территорий, выпадении обильных осадков, которые представляют угрозу канализационной сети города постройки 80-х годов прошлого века и значительным площадям непроницаемых поверхностей, возникших в связи с уплотнительной застройкой; разработан проект концепции по защите береговой зоны восточной части Финского залива и водных объектов в границах СПб; с 2013 года в СПб существует центр по спасению тюленей и кольчатой нерпы, которые значительно страдают от проблем изменения климата.
В Санкт-Петербурге разработан отечественный стандарт зеленого строительства Green Zoom, идет его активное внедрение и сертификация по нему зданий и сооружений[37], стандарт направлен на повышение энергоэффективности, позволяет сократить риски, вызванные негативными последствиями изменения климата.
При комитете по энергетике и энергосбережению Администрации СПб создан “Центр энергосбережения СПБГУ”, центр выполняет роль координатора реализации на территории СПб Федерального закона об энергосбережении.
В городе реализована единая система мониторинга атмосферного воздуха, в состав которой входит 9 постов и 25 станций мониторинга, данные публикуются регулярно на экологическом портале СПб [38], создана геоинформационная система “Экологический паспорт Санкт-Петербурга[39].
К сожалению, меры по адаптации к изменению климата не выделены в отдельный раздел экологической политики СПб до 2030 года
Детальное описание опыта Санкт-Петербурга по вопросам адаптации к изменению климата и смягчению антропогенных воздействий на климатическую систему представлено в аналитической записке Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности[40]. По мнению Комитета Санкт- Петербург может стать пилотным регионом России по разработке моделей и планов адаптации к изменению климата в связи с наличием научного, образовательного потенциала и научной школы климатических исследований.
Рекомендации, основанные на публикациях, экспертных мнениях и предложениях,[41], [42],[43],[44]:
- Создание реестра выбросов парниковых газов в городах (отдельно в Санкт-Петербурге) и сбор надежной статистической информации с продолжительными рядами наблюдений;
- Дальнейшее совершенствование энергетического баланса используемого топлива, в том числе и от возобновляемых источников энергии во всех городах;
- Ограничение прироста численности населения мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург) за счет реализации стратегий регионального развития РФ;
- Сокращение островов тепла в крупных городах за счет сокращения высотного строительства и районов высокой плотности высотной застройки на периферии городов;
- Ввести в действующие документы территориального планирования и зонирования ( в Санкт-Петербурге) описание проблем наблюдаемых изменений климата и меры по адаптации к ним.
- Определение границ приморской зоны прибрежных городов (особенно Санкт-Петербурга) как зоны с особыми условиями использования для защиты селитебной территории от затопления;
- Разработка мероприятий по адаптации к изменениям климата для систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга
- Разработать Федеральный закон об управлении, защите и охране зеленых насаждений в городах, аналогичный закон по поддержанию и управлению внутренними водоемами в городах;
- Законодательно закрепить воздействие зеленого каркаса города как экосистемной услуги как меры адаптации к изменению климата;
- Создание (возвращение) в структуру городской администрации службы по управлению зелеными насаждениями;
- Повсеместное внедрение зеленых стандартов в строительство, модернизация существующей нормативной базы[45], адаптация международных стандартов и законодательная поддержка зеленой сертификации зданий и сооружений; например стандарта[46] по озеленяемым крышам зданий и сооружений;
- Повсеместное развитие общественного транспорта, пешеходизации и велосипедизации в целях сокращения выбросов парниковых газов;
- Обеспечить сбор, обновление и предоставление открытых данных по проблеме адаптации к изменению климата по каждому российскому городу, создать унифицированную систему мониторинга и обновления данных;
- Организовать повышение квалификации управленцев на муниципальном, городском и региональном уровне по проблемам адаптации и смягчению последствий изменения климата;
- Ввести в качестве обязательного модуля в систему высшего и среднего образования модуль по Целям устойчивого развития ООН и проблемам изменения климата; организовать просвещение жителей городов по проблемам адаптации к изменению климата;
- Содействовать взаимодействию и сотрудничеству всех заинтересованных стейкхолдеров и горожан;
- Использовать опыт Европейских проектов по проблемам динамического воздействия городов на климат и адаптации к изменениям климата.
Литература
[1] Повестка дня на XXI век. Принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml ( дата обращения 28.10.2020)
[2] Shmelev S.E., Shmeleva I.A., Sustainable Cities. Problems of Integrated Interdisciplinary research // International Journal of Sustainable Development. 2009. Vol.12, Issue 1. P. 4-24
[3] Шмелева И.А., Шмелев С.Э. Методологические проблемы междисциплинарного исследования устойчивого развития крупных городов//Междисциплинарный и прикладной журнал «Биосфера», 2010,т. 2, № 1, с. 112-125.
[4] Sustainable development Goals https://www.un.org/development/desa/disabilities/envision2030.html
( дата обращения 28.10.2020)
[5] Bulkeley H.,Betsil M., Cities and Climate change. Urban sustainability and global environmental governance. Routledge, 2005
[6] Shmeleva Irina A., Shmelev Stanislav E. Climate change Discourse Analysis; The Russian Case/ Sustsinability Analysis. An Interdisciplinary Approach/ Edited by Stanislav Shmelev and Irina Scmeleva/ Palgrave Macmillan. 2012
[7] Bai X, Dawson RJ, Ürge-Vorsatz D, Delgado GC, Salisu Barau A, Dhakal S, Dodman D, Leonardsen L, Masson-Delmotte V, Roberts D, Schultz S. Six research priorities for cities and climate change. Nature. 2018; 555:23-5
[8] Шмелева И.А., Шмелев С.Э. Глобальные города: многокритериальная оценка устойчивого развития/ Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2019. т. 1, сс..1-18
[9] Ревич Б.А., Малеев В.В., Смирнова М.Д. Изменение климата и здоровье. Оценка, индикаторы, прогнозы. М.: 2019
[10] https://minenergo.gov-murman.ru/news/news/264899/
[11] http://kremlin.ru/events/president/news/6365
[12] https://iz.ru/1070509/2020-10-07/sovbez-odobril-izmeneniia-klimaticheskoi-doktriny-rossii
[13] http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf
[14] Парижское соглашение https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf
[15] Там же
[16] Липка О.Н., Романовская А.А., Семенов С.М. Прикладные аспекты адаптации к изменениям климата в России// Фундаментальная и прикладная климатология, 2020, т.1,с. 65-90
[17] Семенов С.М., Гладильщикова А.А., Дмитриева Т.М. Антропогенные нарушения взаимодействия суши и атмосферы: оценки МГЭИК//Фундаментальная и прикладная климатология, 2019, т. 3, с. 5-31
[18] Там же
[19] ГОСТ Р 54139-2010 Национальный стандарт РФ Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и рисков. Изменение климата.
[20] Павловский А.А. О разработке и реализации первоочередных мер по адаптации Санкт-Петербурга к климатическим изменениям/ Гидрометеорология и экология. № 58, 2020, с.11-126
[21] СП 131.13330.2012 « Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99»
[22] СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85)
[23] Low Carbon Cities. ISOCARP Review 2009
[24] Шмелева И.А., Шмелев С.Э. Глобальные города: многокритериальная оценка устойчивого развития/ Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2019. т. 1, сс..1-18
[25] Павловский А.А. О разработке и реализации первоочередных мер по адаптации Санкт-Петербурга к климатическим изменениям/ Гидрометеорология и экология. № 58, 2020, с.11-126
[26] Человек в мегаполисе. Опыт междисциплинарного исследования. Под ред. Б.А. Ревича, О.В. Кузнецовой. М., 2018
[27] Ревич Б.А., Малеев В.В., Смирнова М.Д. Изменение климата и здоровье. Оценка, индикаторы, прогнозы. М.: 2019
[28] https://www.c40.org/cities
[29] Там же
[30] Гашо Е.Г., Степанов, Гусева Подходы к формированию стратегии адаптации к изменению климата на примере города Москвы//Вестник российского химико-технологического университета имени Д.Н. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. 2017, том 2, № Том: 2, № VIII, cc. 136-146
[31] http://www.infoeco.ru/assets/files/presentation/02_prezent_klimat.pdf
[32] Павловский А.А. О разработке и реализации первоочередных мер по адаптации Санкт-Петербурга к климатическим изменениям/ Гидрометеорология и экология. № 58, 2020, с.11-126
[33] https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/news/94902/
[34] Дирекция комплекса защитных сооружений https://dambaspb.ru/#intro
[35] http://helcom.ru/
[36] http://www.vodokanal.spb.ru/
[40] http://www.infoeco.ru/index.php?id=8780#40
[41] Павловский А.А., там же.
[42] Организатор движения «Деревья Петербурга»
[43] http://www.infoeco.ru/index.php?id=8780#40
[44] Шмелева И.А., Шмелев С.Э. Глобальные города: многокритериальная оценка устойчивого развития/ Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2019. т. 1, сс..1-18
[45] ГОСТ Р 54694-2012 "Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости"
[46] ГОСТ Р 58875-2020 "Зеленые" стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений. Технические и экологические требования